Евгений Гуслинский: профессия кинооператора – это моя жизнь

Кино – это искусство, объединяющее и театр, и литературу, и музыку, и живопись, и многое другое. За все время своего существования кинематограф изменялся, переходя от черно-белого к цветному, от немого к звуковому, от простого изображения к объемному, но неизменным оставался образ, запечатленный на экране. Фильм создается большим количеством людей: режиссером, продюсером, сценаристом, художником-постановщиком, и, конечно же, кинооператором. Он должен не просто фиксировать видеоряд, но и с помощью различных технических и художественных средств создавать его, чтобы во всей полноте выразить визуальными средствами режиссерский замысел. В числе признанных мастеров операторского искусства, работавших на «Мосфильме» – Эдуард Казимирович Тиссэ, Андрей Николаевич Москвин, Сергей Павлович Урусевский, Анатолий Дмитриевич Головня, Анатолий Анатольевич Петрицкий, Вадим Иванович Юсов, Георгий Иванович Рерберг и многие другие.

Для кинооператора очень важны такие качества, как художественный вкус, техническая подкованность, умение работать в сложных условиях на съемочной площадке, будь то дворец, вершина небоскреба, клетка с опасным животным и даже подводные съемки.

Евгений Владимирович Гуслинский – известный кинооператор и заслуженный деятель искусства РФ, работавший над такими кинолентами как «Дядя Ваня», «Курочка Ряба» (реж. Андрей Кончаловский), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (реж. Леонид Гайдай), «Любимая женщина механика Гаврилова» (реж. Петр Тодоровский) и многими другими, рассказал о важности операторской работы и объяснил, почему это не просто профессия, а истинное призвание.


Кинооператор Евгений Владимирович Гуслинский

Евгений Гуслинский рассказал, что он с самого детства мечтал работать с камерой:

«В детстве я очень любил все, что было связано с камерой. Мой отец смог приобрести для меня фотоаппарат, но в нем не было пленки, и мне приходилось пользоваться низкочувствительными рентгеновскими листами. Чтобы получить хороший кадр, нужно было приложить немало усилий. Несмотря на это, мне нравилось работать с этой камерой. Переехав в Москву, я узнал о киностудии «Мосфильм» и решил посмотреть, как происходит съемочный процесс. Мне удалось тайком пробраться в павильон, где работал режиссер Иван Александрович Пырьев. Я был настолько восхищен этим процессом, что не заметил, как наступила ночь, и поэтому мне пришлось там заночевать.
После окончания школы я твердо знал, что хочу связать свою жизнь с киноискусством и поступил во ВГИК – на операторский факультет».


Кинорежиссер Иван Пырьев на съемочной площадке с оператором Евгением Гуслинским

Для кинооператора очень важными чертами характера является трудолюбие, терпение и умение слышать другого человека. В первую очередь нужно понять режиссера, его замысел, уметь вместе с ним руководить съемочной работой на площадке.

«У меня никогда не было разногласий с режиссерами, мы всегда ладили друг с другом, находили компромиссы. Я начинал свою карьеру оператора, когда проходил практику на киностудии «Мосфильм» на съемках фильма «Свет далекой звезды» режиссера Ивана Александровича Пырьева. Благодаря учебе во ВГИКе, я хорошо знал камеру, и оператор-постановщик разрешил мне сидеть на фокусе. За время практики мы быстро нашли общий язык с Пырьевым. Он заметил, что я старательный и хорошо работаю. Когда я закончил ВГИК, Иван Александрович написал бумагу, чтобы меня направили на «Мосфильм» и сразу забрал меня на съемки своей следующей картины «Братья Карамазовы».


Архивное фото: Евгений Владимирович Гуслинский за работой

Евгений Владимирович Гуслинский отметил, что профессия оператора – очень тяжелый труд, который всегда требует большой самоотдачи. Нужно обладать специализированными знаниями в области кино, улавливать важные моменты и уметь снять даже самые мельчайшие детали таким образом, чтобы зритель ощутил себя частью происходящего на экране. В профессии кинооператора множество тонкостей и нюансов, и чтобы стать мастером своего дела, нужно каждый день учиться чему-то новому, узнавать мир и себя. Своими главными учителями в профессии Евгений Владимирович считает режиссера, сценариста, оператора и профессора ВГИКа Бориса Израилевича Волчека и кинооператора Георгия Ивановича Рерберга:

«В 1969 году Георгий Иванович Рерберг пригласил меня в качестве своего соавтора на съемки картины «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, где я был оператором-постановщиком. У Рерберга я научился очень многому, к примеру, работать со светом. Тогда же я решил заниматься постановкой света, потому что это основа изображения».



Кадры из фильма «Дядя Ваня» режиссера Андрея Кончаловского

Евгений Гуслинский поделился с Mosfilm.ru, насколько сложно бывает подобрать композиционно-изобразительные средства во время съемок, например, освещение. В создании фильма свет имеет большое значение не только для зрителей, но и для актеров, которые всегда хотят хорошо выглядеть на экране. Так, в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского главную роль исполнила Людмила Гурченко, которая очень трепетно относилась к своему сценическому образу, из-за чего у нее часто возникали разногласия с режиссером. Для Людмилы Марковны было важно выглядеть в кадре эффектно, что можно было сделать только при правильно выбранном световом решении.

«Я очень любил работать с Людмилой Гурченко, она замечательная актриса, для нее в картине «Любимая женщина механика Гаврилова» мне удалось подобрать правильный мягкий, рассеянный свет, благодаря чему она выглядела замечательно», – рассказал Евгений Гуслинский.


Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» режиссера Петра Тодоровского

Для кинооператора очень важно знать и понимать, методику и технику работы киноактеров, уважать и ценить их сложное творчество:

«Мой девиз: «Актеров нужно любить!» Это очень сложная, напряженная, нервная профессия. Я очень любил всех актеров, с которыми работал, и они мне отвечали взаимностью».

Помимо всего прочего, кинооператор должен обязательно разбираться в художественных возможностях и технических характеристиках съемочной аппаратуры, уметь вести съемку в павильоне и на натуре.

«У каждого оператора свои предпочтения в съемке, лично я люблю снимать как на натуре, так и в павильоне. На натуре съемки проходят проще, чем в павильоне, где нужно не только правильно подбирать свет для декораций, фона и интерьер, но и владеть оптикой на очень высоком уровне», – отметил Евгений Гуслинский.


Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая

Профессия кинооператора не только напряженная и сложная, иногда она бывает даже опасной. В большинстве случаев зритель и представить себе не может, насколько тяжело создавался тот или иной кадр. Так, Евгений Владимирович рассказал о том, как снимался один из самых известных эпизодов фильма режиссера Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и поведал, насколько нелегкой и рискованной может быть работа операторов во время съемочного процесса:

«Снимали много, иногда даже рискуя жизнью. Все погони и опасные кадры в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» снимал я. Одним из наиболее запоминающихся моментов стала съемка эпизода, когда Юрий Никулин перерезает веревку у машины. Чтобы сделать этот эпизод более реалистично, к автомобилю привязали фанеру, и «прикрепили» меня к ней. На повороте на скорости 40км/час меня чуть ли не скинуло на дорогу».


Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая

«Я выбрал замечательную профессию. Несмотря на все сложности профессия кинооператора – это моя жизнь», – подвел итог Евгений Владимирович Гуслинский.

Источник: mosfilm.ru
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив