«Страна равнин» – пейзаж как место встречи с собой

Чистое созерцание, универсальная эстетика, повод для диалога с собой – пожалуй, именно такая фотокнига имеет большие шансы оставаться актуальной всегда
Ольга Бубич

Я обнаружил новое свойство вещи
– способность постепенно становится чем-то иным.
Объектом, перетекающим в объект, которым он изначально не является…
Таким же образом я создаю изображения, заставляющие «глаз должен думать».
Причем совершенно по-другому.

Рене Магритт



Процесс рассматривания книги украинского фотографа, искусствоведа и преподавателя Дмитрия Богачука «Страна равнин» можно сравнить с разгадыванием ребусов бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Но их сходство – не в погружении в обыденные предметы «по-новому» в поисках неожиданных противоречий и смелой парадоксальности, а в возникающей в этом взгляде дистанции, свободе от комфорта привычного называния. Его тихие пляжи с едва уловимым лаконичным градиентом песка – не Бельгия или Франция, Остенде или Одесса, а универсально идеальная плоскость. Поле, холст, белый лист, сцена для минималистической композиции, поэзия одинокой ноты. Место, где, наедине с внимательно слушающим тебя миром, есть шанс встречи с самим собой.

Об универсальности говорит и сам Дмитрий, подчеркивая, что при работе над серией он пытался показать морские пейзажи такими, чтобы в них смог обнаружить резонанс настроений каждый: «Это трепетное ощущение от вида моря, к которому все тяготеют, словно из общечеловеческого прошлого, […] некий архетип, сродни ностальгии или “déjà vu” […]». Однако, чувство, возникающей при этом ностальгии переносит не в мир реально пережитого детства, романтики или сплина от невозможности повторения. Ностальгия «Страны равнин» – это стремление к простоте: потенциале условности, глубине, красоте и интриге базовой геометрии, гармонии вне мира хештегов, иерархий и классификаций, мира без людей, реальности города без города. При всем этом остающихся необъяснимо притягательными.

«Страна равнин» – реабилитация от визуальных излишек повседневности.


Фото из книги Дмитрия Богачука «Страна равнин», предоставлено автором

Простые пейзажи, рассматривая которые невозможно не поддаваться соблазну путешествия в мир, где вокруг скучающей скамейки способна развернуться нешуточная шекспировская драма, а в композиции с группой пляжных домиков – разразиться сражение за внимание столба с дорожным знаком.

Подобного «условно-театрального» эффекта, только, неизменно, с серьезным социальным подтекстом, добивалась в своих инсталляциях Лори Симмонс, используя в качестве «героев» и «героинь» инсценировок предметы кукольной мебели. Дмитрий Богачук видит и предлагает увидеть разнообразие сюжетов в уже созданном людьми и природой – его фотографическое мастерство заключается в способности превратить существующее в отдельный кадр, полноценную историю-хокку с минимальным набором элементов и максимальной свободой интерпретации. Именно поэтому к пейзажам «Страны равнин» хочется возвращаться. Как в случае с многослойным литературным произведениям, где при каждом следующем прочтении мы находим нечто новое.

Еще о этой фотокниге хочется говорить как о выходе, так и о возвращении в зону комфорта. Как у Магритта (неслучайно ведь Бельгия – одна из стран, попавших в объектив Дмитрия, – родина художника) это переосмысление, «пересборка» будничного. С одной стороны, «классический» горизонтальный формат живописного пейзажа с аскетичной палитрой, говоря именно о книге – еще и простой дизайн с четким визуальным ритмом и достаточным для паузы взгляда белым полем. С другой – постепенное смещение рамок «комфорта», укрепляющееся по мере перелистывания страниц ощущение приятной, своей «зоной» дома – всей охватываемой в кадре плоскости: от края листа до края земли.


Фото из книги Дмитрия Богачука «Страна равнин», предоставлено автором

Дмитрию, с присущей ему деликатностью и ёмкостью высказывания, удается передать то самое настроение «и это пройдет»/«и это было». В его работах есть нужное, с аптекарской точностью подобранное в должных пропорциях пространство, дышащее одновременно отсутствием и присутствием надежды. Предложение принять свое существование – уникальное временное «ничто»: просто живи, просто смотри, просто дыши, просто фантазируй. В «Стране равнин» я чувствую, что моя зона комфорта – весь мир, и комфорт здесь – это удача родиться и оставаться собой.

Дмитрий Богачук
Le Plat Pays/Страна равнин
Издатель - Галерея НЮ АРТ
Печать офсетная
Бумага мелованная Arctic the Volume White 150 g/m2
Тираж 500
Киев, 2017
ISBN 978-966-97627-1-9

Источник: photographer.ru
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив