«Оператор-постановщик – это живописец»: Анатолий Мукасей рассказал о работе над фильмом «Гардемарины – IV»

В Седьмом павильоне «Мосфильма» проходили съемки киноленты «Гардемарины – IV». Mosfilm.ru подробно освещал строительство декораций к фильму и брал интервью у художника-постановщика Александра Попова. Представляем вашему вниманию вторую статью из цикла материалов о съемках этой картины. О своей работе рассказал известный кинооператор Анатолий Мукасей.


Оператор-постановщик фильма «Гардемарины – IV» Анатолий Михайлович Мукасей


Видеоролик со съемок фильма «Гардемарины – IV»

Первая часть саги о гардемаринах – четырехсерийный телевизионный фильм Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы» – был выпущен Творческим объединением телевизионных фильмов киностудии «Мосфильм» в 1987 году. Премьера кинокартины состоялась 1 января 1988 года. Первую картину снимал оператор-постановщик Виктор Шейнин, но уже все последующие части киноэпопеи – «Виват, гардемарины!» (1991), «Гардемарины III»(1992) и «Гардемарины – IV» – работа оператора Анатолия Мукасея.


Режиссер-постановщик фильма «Гардемарины – IV» Светлана Сергеевна Дружинина


Видеоролик со съемок фильма «Гардемарины – IV»

«Стилистика нового фильма «Гардемарины – IV» будет неизбежно отличаться от предыдущих в первую очередь из-за технологических изменений. Это первый фильм из серии о гардемаринах, который мы снимаем на «цифру», а не на пленку. Изображение будет современным, и поэтому сравнивать эту киноленту с прежними фильмами сложно. Все же могу сказать, что первые три части киносаги получились потрясающими, и эта, я уверен, нисколько им не уступит.

Конечно, я привык работать с пленкой, но адаптировался и к цифровому формату. Несмотря на смену технологий, изобразительные задачи, стоящие перед оператором-постановщиком, не изменились», – объяснил Анатолий Мукасей.


Фото со съемок фильма «Гардемарины – IV»

До павильонного блока съемки фильма «Гардемарины – IV» проходили в Крыму, Санкт-Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Сейчас в Седьмом павильоне «Мосфильма» сняты все эпизоды в декорациях «подземелье» и «каюта».

«Скоро мы должны снова отправиться в экспедицию в Крым – там строится декорация корабля, на палубе которого предстоит снять множество эпизодов. Интерьеры этого корабля мы сняли в Седьмом павильоне «Мосфильма».

Еще съемки пройдут в одной из бухт Севастополя, на крымских виноградниках и в Воронцовском дворце в городе Алупка», – рассказал Анатолий Михайлович.


Фото со съемок фильма «Гардемарины – IV»

Анатолий Мукасей признался, что как оператору-постановщику ему важно передать весь колорит изображения при помощи исключительно операторских средств и как можно меньше прибегать к компьютерной графике, чтобы в кадре все выглядело естественно.

«Я считаю, что по своей сущности и призванию оператор-постановщик – живописец, и его работа заключается в том, чтобы создавать художественные кадры, сродни произведениям искусства.

Использовать компьютерную графику, конечно, все равно придется, так как в нашем фильме много военных сцен, где без этого просто не обойтись. Все же мы стремимся свести компьютерные «спецэффекты» до минимума», – добавил оператор-постановщик.


Видеоролик со съемок фильма «Гардемарины – IV»


Фото со съемок фильма «Гардемарины – IV»

Анатолий Михайлович отметил, что больше всего ему нравится работать в жанре комедии:

«Я человек с юмором, и могу придумать много смешного. А что касается картины «Гардемарины – IV» , то это все же историческое полотно, а не комедия, поэтому здесь нужен более драматический подход. Я иногда предлагаю некоторые комические решения, но режиссер Светлана Дружинина не всегда их утверждает, потому что порой они не вписываются в общий замысел картины. Все же, некоторые из моих юмористических ходов будут использованы в новом фильме, но какие именно я не скажу, чтобы зрителям было интересно смотреть картину».


Фото со съемок фильма «Гардемарины – IV»

Анатолий Михайлович посвятил 55 лет своей жизни работе оператором-постановщиком на «Мосфильме». Он снял знаменитые картины, среди которых «Берегись автомобиля» (в соавторстве с Владимиром Нахабцевым), «Большая перемена», «Солнце, снова солнце», «По семейным обстоятельствам», «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка», «Чучело» и другие.

«Я обожаю студию «Мосфильм». Это мой второй дом. Хочу отметить, что сейчас «Мосфильм» развивается и значительно преобразился – я прихожу сюда и радуюсь.

Несколько лет назад я преподавал на курсах подготовки специалистов «Мосфильма» и считаю, что это замечательная инициатива руководства Киноконцерна, потому что кинематограф сейчас испытывает острый недостаток специалистов среднего звена. Слушателям курсов я рассказывал о высоком профессионализме специалистов, которые работали со мной на «Мосфильме» на разных картинах. Представители «старой гвардии» пытались как можно точнее понять режиссерский замысел и воплотить его в жизнь. Я хочу воспитать это умение и у молодых специалистов. Это касается не только слушателей курсов, но и участников моей операторской группы, которым я также передаю свой опыт. Тем не менее, могу сказать, что мне тоже есть чему поучиться у молодежи – порой у новичков есть уникальное, новое, смелое творческое видение», – подвел итог Анатолий Мукасей.


Оператор-постановщик фильма «Гардемарины – IV» Анатолий Михайлович Мукасей

Фото и видео предоставлены пресс-службой фильма «Гардемарины – IV»

Источник: mosfilm
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив