Путь от питчинга до фестиваля: продюсер Федор Попов рассказал о работе с дебютным кино

В этом году на фестивале «Окно в Европу» были представлены два проекта Продюсерского центра «ВГИК-Дебют». Фильм «Печень» режиссера Ивана Снежкина вошел в основную конкурсную программу «Игровое кино. Осенние премьеры», а фильм «Бык» режиссера Бориса Акопова – в программу «Выборгский счет», в которую включены картины, уже отмеченные наградами различных фестивалей и смотров российского кино.

«Фестивальная судьба» фильма «Бык» началась с гран-при «Кинотавра– 2019» и приза за лучшую операторскую работу Глеба Филатова. Кроме того, фильм стал обладателем гран-при фестиваля в Карловых Варах в секции «К Востоку от Запада». Фильм «Печень» был впервые показан в Выборге и получил специальный приз за дебют из рук Президента фестиваля «Окно в Европу» Армена Николаевича Медведева.


Режиссер Иван Снежкин со специальным призом фестиваля «Окно в Европу» за лучший дебют


Армен Николаевич Медведев вручил Ивану Снежкину специальный приз за дебют

В центре сюжета обоих фильмов истории из 1990-х. «Бык» – это прозвище главного героя фильма Антона Быкова, который попал под влияние криминального авторитета и вступил на преступный путь. Криминальная комедия «Печень» рассказывает о трех школьных друзьях, которые решили основать весьма необычный бизнес.

Руководитель Продюсерского центра «ВГИК-Дебют», продюсер Федор Попов рассказал Mosfilm.ru о работе с дебютным кино.

– Федор Максимович, режиссерский дебют – это сложное и ответственное дело, первый фильм становится визитной карточкой начинающего кинематографиста. Как найти выигрышный сценарий для дебютного фильма?

– Чаще всего сценарии ищем мы: у Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» для этого намного больше ресурсов, чем у начинающего режиссера. Мы получаем от авторов немало сценариев. В студии работает редакторская группа. Редакторы отбирают из них потенциально интересные. Затем идет длительный этап детальной проработки сценариев с множеством вариантов.

Я перечислю самые распространенные способы найти сценарий: написать самостоятельно, заказать автору, использовать уже готовый, либо найти отправную точку – основу для сценария и затем ее доработать. Каждый из наших дебютантов идет своим путем.

Сценарии фильмов «Бык» и «Печень» написали сами режиссеры, в первом случае Борис Акопов, а во втором – Иван Снежкин в соавторстве с Сергеем Грачевым.


Фото с показа фильма «Бык» на фестивале «Окно в Европу»


Фото с показа фильма «Бык» на фестивале «Окно в Европу»

– Как Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» ищет финансирование для фильмов?

– Дебютное кино чаще всего бывает авторским, в очень редких случаях это коммерческое кино. Крупным продюсерским компаниям, ориентированным на коммерческий успех, выгодно работать с новичками лишь в одном случае – если это дебютанты именно в игровом полнометражном кино, имеющие значительный опыт работы на ТВ или в рекламе. Продюсерам удобно с ними работать, потому что, как правило, дебютант еще не известен, и готов работать на условиях продюсера.

Студия «ВГИК-Дебют» имеет другую специфику. Мы работаем с выпускниками ВГИКа. Основной источник финансирования – отдельная субсидия Министерства культуры, которая распределяется по результатам специального питчинга дебютантов. Эта поддержка дебютов Министерством культуры очень важна, она создает основу для будущего нашего кинематографа.

Жаль, что Министерство культуры, как правило, не финансирует больше одного проекта одной студии в год. Это принцип «всем сестрам по серьгам», где главное – поддержать разные студии. На мой взгляд, это не совсем правильно: надо поддерживать непосредственно перспективных дебютантов с их проектами, а не студии.


Кадр из фильма «Печень»

– Поддерживает ли Фонд Кино дебютные проекты?

– У Фонда Кино нет отдельной программы поддержки дебютантов, там все заявки на финансирование рассматриваются в общем конкурсе. Для нас отрадно, что Фонд Кино счел сценарий Ивана Снежкина и Сергея Грачева «Печень» перспективным, увидел в картине «прокатный потенциал».


Кадр из фильма «Печень»


Кадр из фильма «Печень»

– Как проводится подготовка дебютных картин к питчингам?

– На нашей студии этим занимается специальная команда. В питчингах участвует как продюсер, так и творческая группа фильма – режиссер, оператор, сценарист, актеры. Мы долго и тщательно готовимся к питчингам.

Совсем недавно два наших проекта участвовали в питчинге Министерства культуры. Один из них – фильм «Смерти нет» режиссера-дебютанта Евгения Дудчака. В центре сюжета история врача скорой помощи Елены, которая, приехав на вызов в школу, узнает, что ее сын-подросток учинил массовый расстрел.

Евгений Дудчак получил известность благодаря своему короткометражному фильму «Миллиард». Эта картина участвовала в 29 международных кинофестивалях и получила 15 призов. Фильм «Миллиард» стал обладателем гран-при XXXVII Международного студенческого фестиваля ВГИК.

Еще один дебютный проект, участвовавший в питчинге Министерства культуры, – «Шинед О’Коннор». Эта история – о проблеме выбора: как поступить, если вдруг сбылась твоя мечта о больших деньгах.

Автором сценария обоих проектов стала студентка ВГИКа Валерия Чеботарева. В работе над сценарием «Шинед O’Коннор» также участвовал выпускник мастерской Юрия Арабова Михаил Тяжев.

– Удается ли окупить дебютные фильмы в прокате?

– С прокатом дебютных фильмов ситуация непростая. Отдельного финансирования на продвижение картин никто не выделяет. Убежден, что нужно поддерживать дебютное кино в прокате. К примеру, картина «Бык», на мой взгляд, заслуживает гораздо большего внимания, это один из главных фильмов года, он добился высоких результатов на фестивалях, признания зрителей и критиков.


Плакат к фильму «Бык»

Тем не менее сейчас с картиной «Бык» складывается благополучная ситуация. Фильм выйдет в прокат 22 августа, дистрибьютер – «WDSSPR». Я верю в успех фильма. Со стороны Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» мы делаем для этого все возможное.


Официальный трейлер фильма «Бык»

Отмечу, что нас уже есть немало историй успеха. К примеру, фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» режиссера Александра Ханта мы выпускали в прокат собственными усилиями, без участия дистрибьюторских компаний. И нисколько не пожалели о своем решении.

– Насколько важно для дебютных картин участвовать и побеждать в фестивалях?

– При тех скромных бюджетах, что мы получаем на фильмы, участие в фестивалях дня нас очень важно. Надо сказать, что многие фестивали поддерживают дебютное кино, дают шанс молодым кинематографистам.

У режиссера-дебютанта всегда чуть больше возможностей, чем у того, кто снимает вторую или третью картину. Дебютная работа приковывает к себе большое внимание за счет того, что задача всех фестивалей – открыть новые имена и нестандартные фильмы. Любой дебют – это загадка, за которой следует открытие. К счастью, есть даже отдельная категория фестивалей, специализирующихся на дебютном кино: это фестиваль «Движение» в Омске, фестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Секция дебютов есть во многих престижных международных кинофестивалях, например в Каннах.

На «Кинотавре» или МКФ в Карловых Варах нет отдельной программы для дебютантов. Для нас почетно, что фильм «Бык» был отмечен наградами этих фестивалей, составив достойную конкуренцию фильмам маститых кинорежиссеров. То, что мы побеждаем на таких фестивалях, говорит об огромном потенциале дебютного кино.

Фото и видео предоставлены Продюсерским центром «ВГИК-Дебют»

Источник: mosfilm
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив